Подсолнух история. Подсолнух – выращивание

  • Подсолнечник (Helianthus) – род растений семейства Астровые.
  • Латинское название рода – helianthus – переводится как солнечный цветок. Оно происходит от греческих слов helius («солнце») и anthemon («цветок»).
  • Русское название возникло из за способности соцветий всегда поворачиваются навстречу к солнцу. Это так называемый гелиотропизм – поворот раскрытых и обращенных к солнцу соцветий вслед за его перемещением по небосклону.
  • Род Подсолнечник, происходящий из Северной и Южной Америки, насчитывает в настоящее время около 110 видов.

  • В зависимости от вида – это травы, полукустарники и кустарники. Большинство из них многолетники.
  • Наиболее распространенные и известные виды подсолнечника – это подсолнечник масличный, или однолетний, и топинамбур, или подсолнечник клубненосный.
  • Другие виды растений рода Подсолнечник менее распространены и используются в основном в декоративных целях.
  • Своим происхождение подсолнух обязан племенам индейцев, проживавшим в районе Мексики.
  • Некоторые археологи утверждают, что подсолнечник был одомашнен даже раньше пшеницы.
  • Имеются археологические свидетельства выращивания подсолнечника на территории нынешних штатов Нью-Мексико и Аризона примерно в 3000 году до н. э.
  • В XVI веке подсолнух попал в Европу. Благодаря своим размерам и красоте вначале использовался в основном в качестве декоративного растения. Его высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран.

  • Запись о патенте на отжим масла из подсолнуха имеется в Англии и относится она уже к 1716 году.
  • Однако масштабное производство подсолнечного масла началось именно в России. В Россию подсолнух был завезен из Голландии Петром I. Сначала он использовался как декоративный цветок. Однако уже к третьему десятилетию XIX века подсолнечное масло производилось в России в огромных объемах и с огромной выгодой.
  • Согласно Книге Рекордов Гиннеса самый большой размер цветка подсолнуха, когда-либо зафиксированный в мире, - 82 см (Канада), а самый высокий подсолнух вырастил М. Хейджимх в Нидерландах, высота его составила около 7 метров.

Подсолнух декоративный фото

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Проводя опрос в нашем классе, Галина Анатольевна задала моим одноклассникам следующие вопросы:

Что такое подсолнух?
- Что делают из подсолнуха?
- Почему так называется это растение?

К большому сожалению, ребята не смогли ответить на поставленные вопросы. Поэтому я захотел провести исследовательскую работу под названием «Что мы знаем о подсолнухе?».

Каждому с детства знакомо это растение. Пожалуй, нет человека, который бы ни разу не видел подсолнух и те, кто видел его навсегда остаются поклонниками этого удивительного растения.

Подсолнечник - сокр. «подсолнух» (по-научному гелиантус) произошло от слов «гелиос» - солнце и «антос» - цветок. В переводе с греческого означает «солнечный цветок». И у меня возник вопрос, а почему подсолнух называется «солнечным цветком» ?

Для начала я определил цель : узнать историю происхождения подсолнуха, узнать о видах подсолнечника, узнать об использовании подсолнечника и почему подсолнух называют «солнечным цветком»?

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи :

  • собрать информацию о подсолнечнике;
  • изучить материалы по источникам о подсолнухе;
  • провести анкетирование среди одноклассников.

В ходе исследования я применил следующие методы : опрос, наблюдение, беседа, чтение литературы, поиск в интернете материалов.

Моя гипотеза исследования : Я же хочу доказать, что название подсолнечника произошло по нескольким причинам. И я попытаюсь это доказать.

Практическая значимость работы : данная работа поможет мне в воспитании бережного отношения к живой природе, растениям, и поможет узнать, почему этот цветок называют подсолнечником.

Приложение 1. Исследовательская работа «Что мы знаем о подсолнухе?»

Приложение 2. Презентация.

Легенды о подсолнухе.

По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также - верности и достоинства..


Подсолнух – солнышко в миниатюре, солнечный цветок – имеет многовековую историю и обязан происхождением своего названия именно солнцу.
По-гречески подсолнух – гелиант – цветок бога солнца Гелиоса. Известен миф о безответной любви океанической нимфы Клитии к Гелиосу. В течение долгого времени была она влюблена в бога солнца, но не могла ему в этом признаться. Каждый день Клития наблюдала за движением солнечного диска на горизонте, надеясь, что любимый обратит на нее внимание. К несчастью нимфы Гелиос заметил ее сестру – Левкотою. Совсем потеряла Клития связь с миром и желание жить, наблюдала она за Гелиосом, пока ее тело не иссохло и не превратилось в цветок с соцветием солнца на стебле, который следовал за любимым на протяжении всего дня.

Этот миф о цветке имеет под собой научное обоснование. Ученые установили, что шляпка подсолнуха следует за солнцем на протяжении всего дня. За это отвечает фитогормон роста – ауксин. При недостатке солнечного цвета, ауксин накапливается в стебле растения, в результате чего возникают так называемые гелиотропные свойства – движение растений за солнечным светом. Однако подсолнух не все время следует за солнцем: когда цветок достигает своего максимального роста, то шляпка так и остается направленной на восток. Именно поэтому некоторые трактуют значение подсолнуха как символа преданности.

Другой миф рассказывает, что однажды водяная нимфа была выброшена из прохладных глубин на берег песчаного острова. Очарованная ярким светом, она отдыхала на берегу и удивленно наблюдала за невидимым ею дотоле золотым солнечным шаром, который передвигался по небу. Это зрелище так завлекло ее, что она пожелала всегда любоваться солнечным светом. Мольбы Клитии были услышаны. Ее русалочий хвост ушел в песок, приковав ее к месту, ее серебряные волосы свернулись в лепестки вокруг ее лица, а из ее пальцев выросли зеленые листья. Нимфа превратилась в подсолнух - цветок солнца, чей цвет отражает золото солнечного диска и каждый день следует за его движением.

Еще одна легенда о появлении подсолнуха пришла к нам из страны ацтеков - Мексики. Когда-то давным-давно здесь жила маленькая прелестная девочка с красивым именем Шочитль, что означало "цветок". Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем, однако без дождя страдали все растения. Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными. От голода начали погибать люди. Ацтеки ежедневно молились богам, прося послать им дождь.

Увидев это, Щочитль отправилась в храм бога солнца и обратилась к нему с мольбой спрятаться за тучи и спасти ее народ. Молитва маленькой девочки дошла до бога солнца Тонатиу. Ко всеобщей радости пошел долгожданный дождь. Только Шочитль, привыкшая жить в ярких лучах, стала медленно угасать без солнечного света. Но тут божественный голос повелел ей идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу ("цветок солнца"). Так девочка превратилась в прекрасный цветок солнечного цвета, с темной, как ее волосы и глаза, сердцевиной. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по небу до самого заката.

История подсолнечника уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время, еще до "одомашнивания" злаков, цветок культивировался североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнечнику, как священному цветку.
В Европу "Солнечный цветок" попал в 1510 году, его "дикарем" привезли испанцы из Северной Америки. Поначалу подсолнечником украшали клумбы и палисадники. Позднее из диких видов селекционеры получили крупноплодный сорт. Прошло почти 200 лет, когда в 1716 году в Англии, был зарегистрирован патент на получение подсолнечного масла. А первое упоминание о промышленном выращивании подсолнечника датируется 1769 годом.
В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке. Однако, тут стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории Подмосковья, датируемых VII-V веками до нашей эры, находили семечки подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы, сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на подсолнечное. Вероятно, наши предки знали и даже культивировали это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли.
Так или иначе, подсолнечник отсчитывает свои года на Руси со времен Петра Великого. В течение первой сотни лет "жизни" в России цветок сажали, чтобы иметь "маленькое солнышко" на своем огороде, а "лузганье семечек на завалинке" было самым любимым отдыхом крестьян и купечества. Вельможи не жалели денег на устройство клумб с заморским цветком. В Москве его, как невидаль, выращивали даже у кремлевской стены.

Также подсолнух считается травой откровений. Издревле его курение вызывало у людей способность ясновидения и прорицания. Считалось, что если положить цветок под подушку, то можно увидеть вещий сон и найти ответы на все скрытые вопросы. Помимо этого подсолнух добавляли в благовония для избавления от нечистой силы и темных мыслей.
В течение продолжительного времени цветок выращивался в качестве декоративного цветка в садах, однако раскопки в Северной Америке показали, что еще за 3 тысячи лет до нашей эры североамериканские индейцы получали из семян подсолнуха масло. Позднее его разведение приобрело сельскохозяйственный оборот, и семена подсолнуха стали употреблять в пищу как всеми известные семечки.



































Инна Токарева

«Солнечный цветок- Подсолнух »

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста .

Задачи :

Формирование интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей , через знакомство с «солнечным цветком » -подсолнухом ;

Расширить представление детей о подсолнухе , как символе солнца и подсолнечнике , как о растении, от которого производят продукцию : подсолнечное масло .

- Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла , со способами его изготовления.

Воспитывать интерес и любовь к родному краю

- Познакомить и сделать блюдо казаков - «Тюря» , рассказать о пользе компонентов входящих в данное блюдо.

Реализация ФГТ : коммуникация, социализация, познание , исследование, музыка, здоровье.

Материалы и оборудование :

Фотографии подсолнечника , приспособления Д. С. Бокарева, фотографии подсолнечного поля , фото с памятником Данилу Семёновичу Бокареву, бутылка подсолнечного масла , хлеб, чеснок, соль -для приготовления тюри, диск с записью музыки, кулёк с семечками.

Ход занятия:

Воспитатель. - Ребята, Миша и

Никита предлагают поводить хоровод, давайте расставим на места свои игрушки и поиграем в наш любимый хоровод

Дети (убирают игрушки)

Воспитатель и дети : организационный хоровод «Во широком полюшке» :

Во широком полюшке.

Выросли подсолнушки .

Мы посланцы на земле

От большого солнышка .

На небе солнышко взошло .

За собой нас повело.

Целый день за ним спешим.

Повторяем все за ним.

Воспитатель. -(В группе до занятия ставится ваза с подсолнухами ) ребята, а кто ни будь из вас заметил, что у нас изменилось в группе?

Дети. - у нас в группе появились подсолнухи .

Воспитатель подводит детей к подсолнухам ,читая стихотворение.

Подсолнух

Золотой подсолнушек ,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И весёлой тучки.

Утром просыпается,

Солнышком лучится ,

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы.

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик .

Осенью нам чёрненьких

Семечек подарит.

(Татьяна Лаврова)

Воспитатель- Правильно, а еще их называют «Цветами солнца » . Воспитатель. Почему его так назвали и чем он так знаменит?

Дети. (ответы детей ) Воспитатель. Посмотрите на фотографии,

Что на них изображено?

Дети. На них изображен- Подсолнух .

Воспитатель. Подсолнух - цветок , который постоянно растет, причем его стебель становится длиннее именно с той стороны, которая обращена к солнцу - поэтому цветок неотрывно взирает на светило. «Солнечный цветок » - подсолнечник . Растёт он и смотрит на солнышко всё лето , вот и прозвали его солнечным цветком , а к осени созревает целая корзина семечек. Давайте опишем подсолнечник . Расскажите, какой он?

Дети. Большой цветок жёлтого цвета , стебель длинный зелёного цвета , листья крупные, зелёные, а внутри подсолнечника чёрные семечки . Семечки подсолнечника можно не только есть. Из семян подсолнечника делают ещё и масло , которое так и называется «подсолнечное » .

Воспитатель. - А хотите, я вам расскажу, кто придумал из семечек масло добывать?

Дети. - Да, хотим (присаживаются на свои места)

Воспитатель : Жил-был давным- давно Даниил Семёнович Бокарев. Шёл он как-то по улице и увидел подсолнечник , внутри него были семечки. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно - маслянистый. И пока он ел семечки, родилась у него мысль о получении из семечек масла. Насадил он у себя в огороде много подсолнечников , а в конце лета аккуратно срезал шляпки и выбил из них семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление, он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев забиваемых молотком, цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Крепостной крестьянин Д. С. Бокарев обнаружил в семенах подсолнечника высокое содержание полезной для питания маслянистой жидкости. Ему первому удалось добыть из этого семени янтарного цвета продукт , который мы сегодня называем подсолнечным маслом .

А масло, на котором ваши мамы готовят еду тоже выбиты из семечек.

Воспитатель. Ребята, а давайте, и мы немного поэкспериментируем и продолжим наше знакомство со свойствами подсолнечного масла , для этого возьмите стаканчики с водой, но чтобы эксперимент был интереснее,окрасим нашу воду в зеленый и голубой цвета (дети делятся на две группы,1-владеющие определенными знаниями и 2- часто болеющие дети, мало посещающие детский сад. С 1_й группой, воду окрашивает помощник воспитателя, с детьми 2_й группы работает воспитатель, объясняя прошедший материл о свойствах воды (вода- принимает цвет того вещества , которое в нее добавляют) окрашенную воду дети ставят на приготовленную для опыта клеёночку) ,далее дети берут емкости с маслом,пипетки, ложечки.

Воспитатель. Ребята, мы все приготовили. А теперь наберите в пипетку масла и капните в стакан с водой. Что мы видим?

Дети. Мы видим, что масло осталось на поверхности воды, вывод-оно не «тонет» в воде, а плавает на поверхности большой каплей. Оно легчи воды.

Воспитатель. Что бы запомнить это свойство, повесим на доске графическое изображение. Теперь размешайте масло ложкой. Что получилось?

Дети. Мы видим, что масло так же осталось на поверхности, но вместо одной капельки, появилось много капель, т. к. частички масла при помешивании делятся.

Воспитатель. Что бы запомнить это свойство, повесим на доске графическое изображение. А что будет, если мы выльем все масло в воду?

Дети, (ответы детей )

После проведения эксперимента дети делают вывод. что даже вылив все масло в воду оно остается на поверхности. что оно даже в большом количестве легче чем вода.

Воспитатель. Ребята, а теперь выльем нашу воду в одну емкость, а оставшееся масло в другую.

После того как дети вылили масло в емкость, воспитатель ставит ее на стол, дети становятся вокруг. Воспитатель раздает детям монетки и предлагает бросить их в масло.

Воспитатель. Ребята, что же мы видим?

Дети. На дне емкости с маслом мы видим, брошенные нами монетки. Воспитатель и что же это означает?

Дети. это значит, что масло прозрачное и поэтому мы видим брошенные нами монетки. И то, что монетки тяжелее и поэтому они оказались на дне.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Ребята, мы познакомились со свойством масла , закрепили наши знания опытом и графическими изображениями.

(Дети смотрят на графические изображения и повторяют свойства подсолнечного масла (Легче чем вода, «не тонет» в воде, при помешивании частицы масла делятся и на поверхности образуется много капель масла, оно вязкое, тягучее, прозрачное, ароматное).

Физкультминутка - психогимнастика.

(включается диск с музыки.)

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами превратимся в солнечные цветочки .

Дети. - Да

1. Желтое солнце на землю глядит , (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх, делают фонарики, будто лучики)

2. Желтый подсолнух за солнцем следит . (С поворотом с лева на право нарисовать поднятыми руками дугу)

3. Только желтые лучи у него не горячи. (Наклоны головы к левому-правому плечу)

4. Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, встать на носки)

5. С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)

6. Голова его крупна, черных семечек полна. (Соединить над головой округленные руки)

7. Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо) .

8. Но наступил вечер, и подсолнушки закрыли свои желтые реснички (дети скрещивают руки возле лица) .

но утром, снова взошло солнышко и подсолнушки раскрыли свои серые глазнички, желтые реснички и протянули вверх свои листья, (дети изображают пробуждение, тянут руки вверх, качают головой) .Так они растут и радуются новому дню, теплому солнышку .

Воспитатель. Ну как ребята, хорошо размялись? И наверное чуть-чуть проголодались? Расскажите ка мне, пожалуйста, а какие блюда готовят вам ваши родители?

Дети, (ответы детей )

Воспитатель. А хотите ребята, мы с вами, приготовим блюдо которое очень любят казаки, оно называется - тюря. Это очень вкусная, простая и здоровая пища! Посмотрите, что у меня стоит на столе?

Дети. Бутылка с подсолнечным маслом , нарезанные кубиками корки хлеба, чеснок, соль, большая тарелка и деревянные ложки.

Воспитатель. Как вы считаете, продукты, входящие в тюрю и правда, полезные?

Дети. Да. Чеснок - богат витаминами, хлеб - углеводами полезными для роста, а масло полезно для кишечника и это источник витамина А – отвечающий за рост организма и зрение.

Воспитатель Правильно ребята, вот поэтому наши казаки такие сильные и здоровые.

Воспитатель. Что же нужно сделать, чтобы приготовить наше блюдо?

Дети. Добавить чеснок, посолить

Воспитатель. Хорошо. Всё готово, сложим в тарелку. А что нужно добавить, чтобы наше блюдо - тюря было вкусным?

Дети. Подсолнечное масло .

Воспитатель. Посмотрите, вот стоит бутылка замечательного подсолнечного масла , что можно сказать о нём?

Лети. Масло прозрачное, вязкое, тягучее. И очень полезное.

Воспитатель. Понюхайте его. Какой необыкновенный запах, ароматный, пахучий. Добавляем масло в наше блюдо, перемешиваем.

Дети. А теперь давайте угостим наших гостей.

Радо солнцу небушко ,

Помогло подсолнушку .

Рада скатерть хлебушку,

Она на ней как солнышко .

Воспитатель. Ребята,много мы сегодня узнали о подсолнухе ?

Дети, (ответы детей )

Воспитатель. А что интересного вы узнали? Что особенно запомнилось?

Дети. Делятся своими наблюдениями и впечатлениями.

Воспитатель, ребята, а когда вы придете домой , расскажите своим родителям обо всем,что вы сегодня узнали и научите их готовить тюрю.

Дети. (высказывание детей )

Воспитатель. Ребята мы с вами покушали, а на улице, возле кормушек, нас ждут наши друзья птицы. Как вы думайте почему?

Дети. (высказывание детей )

Воспитатель. А давайте с вами оденемся, возьмем кулечек с семечками и накормим наших птиц. А ведь это еще одна польза от нашего цветка солнца !

Дети. (высказывание детей )

На улице продолжить тему занятия и беседу с детьми.














Подсолнухи пахнут
Солнечной свежестью.
Ещё, обязательно,
Утренней нежностью.
И пахнут всегда,
Не смотря на погоду.
Взгляните на них
И забудьте невзгоды.
(Автор: Алексей Антонов)
История подсолнечника уходит своими корнями в третье тысячелетие
до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время,
еще до "одомашнивания" злаков, цветок культивировался
североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в
качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнечнику,
как священному цветку.
В Европу "Солнечный цветок" попал в 1510 году, его "дикарем" привезли
испанцы из Северной Америки. Поначалу подсолнечником украшали клумбы и палисадники. Позднее из диких видов селекционеры получили крупноплодный
сорт. Прошло почти 200 лет, когда в 1716 году в Англии, был
зарегистрирован патент на получение подсолнечного масла.
А первое упоминание о промышленном выращивании подсолнечника датируется
1769 годом.

В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке. Однако, тут
стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории
Подмосковья, датируемых VII-V веками до нашей эры, находили семечки
подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы,
сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на
подсолнечное. Вероятно, наши предки знали и даже культивировали
это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли.
Так или иначе, подсолнечник отсчитывает свои года на Руси со
времен Петра Великого. В течение первой сотни лет "жизни" в
России цветок сажали, чтобы иметь "маленькое солнышко" на
своем огороде, а "лузганье семечек на завалинке" было самым
любимым отдыхом крестьян и купечества. Вельможи не жалели денег
на устройство клумб с заморским цветком. В Москве его, как невидаль,
выращивали даже у кремлевской стены.
Подсолнечное масло широко используют как основу для приготовления
масляных растворов, пластырей и мазей, применяют как слабительное
и желчегонное средство при лечении воспалительных заболеваний
кишечника и желчнокаменной болезни и для профилактики атеросклероза
. Назначают его по 1-2 столовые ложки 3-4 раза в день. Местное
прокипяченное масло подсолнечника рекомендуют в качестве заживляющего
средства при свежих ранах и ожогах в виде масляных повязок.

Название растения Helianthus пошло с греческого языка. " Helios " означает "солнце", а " anthos " переводится как цветок. Греческая
мифология рассказывает о появлении этого цветка
однажды водяная нимфа по имени Клития была выброшена из прохладных
глубин на берег песчаного острова. Очарованная ярким светом, она
отдыхала на берегу и удивленно наблюдала за невидимым ею дотоле
золотым солнечным шаром, который передвигался по небу. Это зрелище
так завлекло ее, что она пожелала всегда любоваться солнечным светом.
Мольбы Клитии были услышаны. Ее русалочий хвост ушел в песок,
приковав ее к месту, ее серебряные волосы свернулись в лепестки
вокруг ее лица, а из ее пальцев выросли зеленые листья. Нимфа
превратилась в подсолнух - цветок солнца, чей цвет отражает
золото солнечного диска и каждый день следует за его движением.

Другая легенда о появлении подсолнуха пришла к нам из
далекой-далекой страны ацтеков.
Рассказывают, что это случилось очень давно. Тогда в
стране ацтеков жила маленькая прелестная девочка с красивым
именем - Шочитль. На языке ацтеков это означало "цветок".
Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им.
Когда вечером солнце заходило, она с грустью шла домой, живя
мечтой о том, что завтра она снова его увидит.
Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день,
и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это
было невероятным счастьем.
Однако то, что было радостью для нее, обернулось страшной
бедой для маисовых посевов: перестали тянуться вверх стебли,
не тяжелели початки. Вдобавок перестали расти и фасоль с перцем.
Без дождя страдали все растения, от жажды они поникли до самой земли.
Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными.
От голода начали погибать люди. Ацтеки ежедневно молились богам,
прося дождь. Увидев все это, Шочитль поняла, отчего люди терпят
страдания и голод. Чтобы вызвать дождь, она отправилась в храм
Тонатиу - бога Солнца и обратилась к нему с мольбой. Она просила
его спрятаться за тучи и спасти ее народ.
Молитва маленькой девочки дошла до бога Солнца Тонатиу.
И вот уже все небо закрылось ковром из облаков. Пошел долгожданный дождь.
Воды вылилось столько, что совсем было согнувшийся маис начал весело
подниматься и все его початки набухли от крупных, полновесных зерен.
Всех вокруг охватила радость. Только бедная Шочитль загрустила:
она страдала без столь любимого ею солнца. Без него она медленно угасала,
но тут яркий луч пробился сквозь облака и повелел Шочитль идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы.
Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит "цветок солнца").
Так прелестная девочка превратилась в прекрасный цветок
солнечного цвета, с темной - совсем как ее волосы и глаза - сердцевиной.
Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на
рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по
небу до самого заката...
С той самой поры в начале осени на всех полях, и особенно маисовых,
начинают цвести эти золотые цветы. Индейцы ласково называют их
шочитль-тонатиу, что в переводе означает подсолнух.

У Русской сказки похожий сюжет:

Жила-была одна девушка, которая любила Солнце. Каждое утро она
выбегала из дому, взбиралась на крышу и простирала руки
навстречу восходящему светилу.
- Здравствуй, мой прекрасный возлюбленный! - кричала она,
и когда первые лучи касались ее лица, она счастливо смеялась,
словно невеста, которая ощутила поцелуй жениха.
Весь день она поглядывала на Солнце, улыбаясь ему, а когда светило
уходило на закат, девушка чувствовала себя такой несчастной,
что ночь казалась ей бесконечной.
И вот однажды случилось так, что небо надолго заволокло тучами и
воцарилась по всей земле промозглая сырость.
Не видя светлого лика своего возлюбленного, девушка задыхалась
от тоски и горя и чахла, словно от тяжелой болезни. Наконец она
не выдержала и отправилась в те края, откуда восходит Солнце,
потому что не могла больше жить без него.
Долго ли, коротко ли шла она, но вот пришла на край земли,
на берег Моря-Океана, как раз туда, где живет Солнце.
Словно услышав ее мольбы, ветер развеял тяжелые лучи и легкие
облака, и голубое небо ожидало появления светила.
И вот показалось золотистое свечение, которое с каждым мгновением
становилось все ярче и ярче.
Девушка поняла, что сейчас появится ее возлюбленный, и прижала
руки к сердцу.
Наконец она увидела легкокрылую ладью, запряженную золотыми лебедями.
А в ней стоял невиданный красавец, и лицо его сверкало так,
что последние остатки тумана вокруг исчезли, словно снег по весне.
Увидев любимый лик, девушка радостно вскрикнула - и тотчас
сердце ее разорвалось, не выдержав счастья.
Она упала на землю, и Солнце на один миг задержало на ней свой
сияющий взор. Оно узнало ту самую девушку, которая всегда
приветствовала его приход и выкликала слова жаркой любви.
«Неужели я никогда больше не увижу ее? - тоскливо подумало Солнце.
- Нет, я хочу всегда видеть ее лик, обращенный ко мне!»
И в ту же минуту девушка превратилась в цветок, который
всегда с любовью поворачивается вслед за солнцем.
Он так и называется - подсолнечник, солнечный цветок.

Считается, что подсолнух являлся травой откровенности. Многие в
давние времена верили, что если положить подсолнух под подушку
на ночь, то он вызовет пророческие сновидения, особенно если вас
обокрали, то привидится лицо укравшего. Также подсолнечник, как его
еще называли, использовали в благовониях для борьбы с нечистой
силой. А чтобы вывести обманщицу жену на чистую воду, стоит
принести в церковь мешочек с травой подсолнуха и тогда неверные
супруги не смогут выйти из здания. Цветок помогал человеку проявить
свои лучшие качества, оградиться от врагов, очень многие верили
в добрую силу подсолнуха и сохраняли эту традицию несколько
веков подряд.
По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того,
чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника
всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный
и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом радости и оптимизма,
а также - верности...

Похожие статьи

© 2024 welny.ru. Кулинарный сайт - Welny.